Мультиметры
Частотомеры
Приемники
Микросхемы
Радиостанции
Антенны
Тестеры
Аудио
CD-плееры
Усилители
Телефония
Источники питания
Лампы
Стабилизаторы
Генераторы
Таймеры
Датчики
Охранные устройства
Сигнализации
Реле
Индикаторы
Сигнализаторы
Гирлянды
Часы
Дистанционное управление
Передатчики
Регуляторы
Управление устройствами
Управление освещением
Управление нагрузкой
Измерительные устройства
Авто
Разное

Радиопейджер для сигнализации
 
Автомобильная сигнализация
 
Радиоканал системы телеуправления
 
Схема устройства управления автомобильным электровентилятором
Категория: Авто
Схема устройства управления автомобильным электровентилятором

Среди многих прелестей эксплуатации отечественных автомобилей наибольшие неприятности доставляет не только запуск холодного двигателя зимой, но и запуск горячего двигателя в летний зной. Практически все автомобили марки "ВАЗ" и "Москвич", а также последние модификации "Ижей" оборудованы электровентиляторами, обдувающими радиатор системы охлаждения тогда, когда температура жидкости в нем превысит пороговое значение.

Устройство управления двигателем вентилятора построено по простейшей электромеханической схеме (рисунок 1). Питание поступает от шины питания системы зажигания (после замка зажигания). Датчик — термовыключатель St1, контакты которого замыкаются при достижении температуры в радиаторе 99°С для "ВАЗ" и 90°С для "Москвичей" и "Ижей", а размыкание его контактов происходит при температурах, соответственно, 95°С и 86°С.

Как только жидкость в радиаторе разогревается до верхнего значения контакты St 1 замыкаются и срабатывает реле Р1, которое своими контактами подает питание на электровентилятор М1. Вентилятор начинает интенсивный обдув радиатора и подкапотного пространства до тех пор пока температура в радиаторе не понизится до порога выключения St 1.

В большинстве случаев такая система работает неплохо, но во время летнего зноя, когда машина находится под палящими лучами солнца, да к тому же в автопробке, когда приходится двигаться со скоростью пешехода, наступает такой момент, когда электровентилятор начинает работать непрерывно, а температура двигателя продолжает расти.

В таком случае, чтобы не перегреть мотор нужно выключить двигатель, хотя-бы на короткое время чтобы дать ему остыть, но при этом, в первые моменты, температура двигателя не только не понижается, а наоборот повышается, потому что не только прекратилась работа водяной помпы, и следовательно циркуляция жидкости в системе, но и выключился электровентилятор, так как питание на него поступает от системы зажигания. В результате происходит перегрев карбюратора и бензонасоса, и как следствие — невозможность последующего пуска двигателя до тех пор, пока эти приборы не остынут.

На первый взгляд кажется, что выход из положения можно найти, если изменить подключение устройства управления двигателя, и подавать на него питание непосредственно от аккумулятора, но при этом в результате прекращения циркуляции жидкости после выключения двигателя вентилятор быстро, за несколько секунд может остудить жидкость в радиаторе и выключиться, при этом двигатель будет по-прежнему горячим и прекратившийся обдув приборов питания (карбюратора и бензонасоса) приведет к их перегреву.

Поэтому, желательно установить реле времени, которое включалось бы в работу только после выключения зажигания, и задерживало выключение электровентилятора, в этом режиме, примерно на 1-1,5 минут.

Принципиальная схема такого устройства показана на рисунке 2.

Принцип работы устройства:

В то время, когда работает двигатель напряжение от бортовой сети автомобиля поступает на штатную систему управления элекровентилятором. При этом через резистор R1 на один из входов элемента D1.1 поступает логическая единица, а на выходе этого элемента, не зависимо от уровня на его втором входе, присутствует ноль. Эта же единица, поступает и на один из входов элемента D1.4 и закрывает его, удерживая его постоянно в состоянии нуля на выходе.

В результате транзисторный ключ на VT1 и VT2 остается, при любой температуре, закрытым и контакты реле Р2 остаются разомкнутыми. Система обдува радиатора работает как обычно.

При выключении зажигания через резистор R1 поступает нулевой уровень (через другие системы автомобиля) и элемент D1.4 открывается, он готов по сигналу триггера на элементах D1.2 и D1.3 включить дополнительное реле Р2, и через него подать напряжение от аккумулятора на электровентилятор. Но если температура жидкости в радиаторе не превышает порогового значения этого не происходит, поскольку St 1 при этом разомкнут и на вывод 2 D1.1 поступает единица через R3.

Если же температура жидкости в радиаторе превышает пороговое значение, контакты St 1 будут замкнуты, и через диод VD2 на этот вход D1.1 поступит нулевой уровень. Поскольку система зажигания выключена, в этом случае нули будут на обеих входах D1.1 и на его выходе появится единица. Эта единица запустит реле времени, сделанное на триггере на D1.2 и D1.3 и времязадающей цепи С1 R4, цикл работы которого около 1-1,5 минуты.

С выхода элемента D1.2 нулевой уровень поступит на вывод 5 D1.4, а на его вывод 6 поступит нуль с резистора R1 (зажигание выключено), в результате на выходе этого элемента будет уровень логической единицы, как минимум 1-1,5 минуту, даже если St 1 разомкнул свои контакты через доли секунд после выключения зажигания. Реле Р2 сработает, и своими контактами подаст на электровентилятор напряжение от аккумулятора.

При включении зажигания дополнительная система управления будет блокирована (единицей, поступающей через R1). Стабилитроны Д814Д можно заменить на другие, на напряжение 6-14В, но обязательно одинаковые. Если микросхему К561ЛЕ5 заменить на К176ЛЕ5 стабилитроны должны быть на напряжение 7-10В не более.

Транзистор КТ315 можно заменить на любой другой маломощный кремниевый n-p-n структуры. Транзистор КТ815 можно заменить на КТ817, КТ807, КТ801.
Электромагнитное реле Р2 — автомобильное типа 3747-10, применяемое на моделях ВАЗ-08-099. Диоды Д226 можно заменить любыми другими выпрямительными, например КД226, КД213, КД209, Д7.

Параметры цепи R4,C1 определяют время задержки выключения вентилятора, подбирая емкость С1 и сопротивление R1 можно установить нужное время работы, которое оптимально должно быть в пределах 1-1,5 минуты.

Схема дополнительного устройства управления (за исключением реле Р2) смонтирована объемным способом в корпусе от неисправного блока управления ЭПХХ карбюратора. Микросхемы и остальные детали закреплены в нем клеем "Момент-1". Реле Р2 в корпус не поместилось, и установлено рядом с ним при помощи собственного крепления.

Сборка:

При монтаже схемы необходимо обеспечить герметичность узла на микросхеме, в данном случае это сделано при помощи клея "Момент-1", но можно использовать и эпоксидную смолу или какой-либо герметик.



Поделитесь с друзьями ссылкой на схему:




Чем удобнее всего паять?


 
  • Цифровые часы-будильник
  • Схема электронных приборов на микросхеме К561ЛА7 (К176ЛА7)
  • УКВ-ЧМ диапазон приемника
  • Схема входного усилителя низкочастного частотомера
  • Микросхема К561ЛЕ5 (К176ЛЕ5)
  • Схема входного делителя частотомера
  • Микросхемы К561ТР2, К561ТМ2
  • Схема бесконтактной системы зажигания (БСЗ) а/м Москвич
  • Схема источника трехфазного напряжения
  • Микросхемы TDA8362, TDA8395, TDA4661, TDA4665
  • Схемы одновибраторов
  • Схема цифровых часов-будильника
  • УКВ-ЧМ приемник на ТА2003Р
  • Схема аналогового тахометра на светодиодах
  • Цифровые микросхемы серий К561, К176
  • Схема простого коммутатора зажигания
  • Всеволновый УКВ-ЧМ радиоприемник
  • Схема беспроводных наушников
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • УКВ ЧМ приемник на микросхеме К174ХА2
  • Симметричный мультивибратор
  • Двухдиапазонный УКВ ЧМ приемник
  • Микроконтроллерная система управления трехфазным двигателем
  • Схема электронной системы зажигания автомобиля Москвич
  • Мультиметр проверяет кварцы
  • Автомобильный вольтметр
  • DC-DC Преобразователь
  • Схема регулятора температуры воды
  • Импульсный высоковольтный генератор
  • Схема простого УМЗЧ на микросхеме К548УН1А
  • Схема простого прерывателя лампы накаливания
  • ДУ ЗУ авто автомагнитола автомат адаптер аккумулятор антенна аудио блокиратор будильник видео генератор геркон гирлянды датчик двигатель декодер диапазон динамик дублер емкость зажигание замок зарядка звонок измерение импульс индикатор источник камера катушка клаксон кнопка конвертер конденсатор контур корпус лампа механизм микросборка микросхема микрофон модулей мощность мультивибратор мультиметр наблюдение нагрузка напряжение насос обмотка одометр оптореле освещение охрана передатчик питание плата преобразователь прибор приемник приставка пробник программатор пульт радиоканал радиостанция разветвитель разъем регулятор реле ремонт светодиод сенсор сигнал сигнализатор сигнализация синтезатор сирена система сопротивление стабилизатор схема счетчик таймер тахометр тв телефония термометр тестер тиристор тормоз травление тракт транзистор трансивера трансформатор триггер тюнер укв ультразвук управление усилитель частота частотомер часы шифратор эквалайзер элемент
     
    Главная | Регистрация
    Рейтинг@Mail.ru