Мультиметры
Частотомеры
Приемники
Микросхемы
Радиостанции
Антенны
Тестеры
Аудио
CD-плееры
Усилители
Телефония
Источники питания
Лампы
Стабилизаторы
Генераторы
Таймеры
Датчики
Охранные устройства
Сигнализации
Реле
Индикаторы
Сигнализаторы
Гирлянды
Часы
Дистанционное управление
Передатчики
Регуляторы
Управление устройствами
Управление освещением
Управление нагрузкой
Измерительные устройства
Авто
Разное

Приемник на два метра
 
Параллельный канал звука
 
Гетеродин ИМС MC3361
 
Таймер управления автомобильным электровентилятором
Категория: Авто
Таймер управления автомобильным электровентилятором

Устройство управления электровентилятором системы жидкостного охлаждения двигателя автомобиля. Действие которого состоит в том, чтобы после выключения зажигания при перегреве двигателя электровентилятор продолжал работать пока температура жидкости в радиаторе повышена, и некоторое время после того как эта температура понизится.

Недостаток данной схемы в том, что устройство, формирующее выдержку времени, в течении которой электродвигатель вентилятора должен работать и после размыкания контактов термодатчика, построено на основе RS-триггера с дополнительной RC-цепью, возвращающей его в исходное состояние через некоторое время после его установки в нулевое состояние.

Учитывая особенности такой схемы получается так, что в момент выключения зажигания выдержка времени начинает отсчитываться не с момента размыкания термодатчиком своих контактов, а с момента выключения зажигания.

В результате, в том случае если двигатель действительно сильно перегрет и время, в течении которого должен охлаждаться радиатор и подкапотное пространство автомобиля оказывается значительным (термодатчик долго держится в замкнутом состоянии), временная выдержка, отработанная триггером заканчивается до того, как термодатчик двигателя размыкает свои контакты, и дальнейшего охлаждения не происходит.

Предлагаю модернизированный вариант схемы, который лишен этого недостатка. Отсчет времени, в течении которого вентилятор работает после выключения термодатчика в нем производится именно после размыкания контактов термодатчика, а не с момента выключения зажигания. Принципиальная схема показана на рисунке. В состоянии когда включено зажигание на вывод 1 D1.1 поступает единичный логический уровень.

Это приводит к тому, что на диоды VD5 и VD6 подается так же высокий уровень и эти диоды закрыты. Конденсатор С2 при этом либо заряжен через R3. Единица со стабилитрона VD3 так же поступает и на вывод 12 D1.3 и закрывает этот элемент, принудительно переводя его в состояние с нулем на выходе. Ключ на транзисторах VT1 и VT2 закрыт и реле Р2 обесточено. Схема никак не воздействует на систему охлаждения автомобиля.

При выключении зажигания, когда температура жидкости в радиаторе высока и контакты термодатчика ST1 замкнуты происходит следующее: напряжение на стабилитроне VD3 падает до нуля, и если контакты ST1 замкнуты, то на оба входа D1.1 поступают нули. На его выходе устанавливается единица, которая инвертируется элементом D1.2 и нуль с его выхода открывает диоды VD5 и VD6, которые разряжают С2.

При этом D1.3 открыт и на его выходе устанавливается логическая единица, которая поступает на вход транзисторного ключа на VT1 и VT2. Ключ открывается и подает питание на обмотку реле Р2, которое своими контактами подает напряжение на электродвигатель вентилятора непосредственно от аккумулятора.

Затем, когда жидкость в радиаторе охлаждается ниже порога датчика ST1 и его контакты размыкаются на вывод 2 D1.1 через резистор R6 поступает высокий логический уровень от источника питания. Это приводит к тому, что на выходе D1.1 устанавливается логический ноль, а на выходе D1.2 — единица. Диоды VD5 и VD6 закрываются и конденсатор С2 получает возможность заряжаться через резистор R3.

В первое время на нем держится нулевой уровень, который постепенно повышается, и в тот момент, когда напряжение на С2 достигает порога переключения элемента D1.3 транзисторный ключ на VT1 и VT2 закрывается и элекровентилятор выключается. Таким образом, после выключения зажигания вентилятор работает все время пока температура жидкости в радиаторе выше критической величины. После того, как эта температура понизится до нормы вентилятор будет работать еще некоторое время (около минуты) и только после этого выключится.

При монтаже таймера нужно иметь ввиду, что в его схеме имеется один незадействованный элемент D1.4. Чтобы исключить возможность выхода из строя микросхемы от статических разрядов нужно входы этого элемента (выводы 8 и 9) соединить с минусом питания (вывод 7 микросхемы).
Электромагнитное реле Р2 — стандартное реле звукового сигнала или включения электровентилятора от автомобилей серии ВАЗ-2108-21099. Диоды КД522 можно заменить на КД521, КД503, КД510, КД102, КД103, КД105.

Емкость С1 может быть в пределах 470-2200 мкФ, емкость С2 — 100-200 мкФ, но от её величины, как и от величины R3, зависит время в течении которого будет работать вентилятор после размыкания контактов термодатчика радиатора. Стабилитроны VD3 и VD4 должны быть одинаковыми, на напряжение от 7 В до 12В (Д814А-Д, КС 182, КС191, КС210-212). Если использовать микросхему К176ЛЕ5 то нужны стабилитроны на 8-9В (например КС 182).

Сопротивление R6 может быть в пределах 4-22 кОm, R1 — 1-3 кОm, R2 — 430-680, R4 — 6,8-12 кOm, R5 — 510 Оm - 3 кОm. Диоды Д226 можно заменить на Д7, КД213, КД226. Транзистор КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ503. Транзистор КТ815 — на КТ807, КТ801, КТ817, КТ603, КТ604.



Поделитесь с друзьями ссылкой на схему:




Чем удобнее всего паять?


 
  • Цифровые часы-будильник
  • Схема электронных приборов на микросхеме К561ЛА7 (К176ЛА7)
  • УКВ-ЧМ диапазон приемника
  • Схема входного усилителя низкочастного частотомера
  • Микросхема К561ЛЕ5 (К176ЛЕ5)
  • Схема входного делителя частотомера
  • Схема источника трехфазного напряжения
  • Микросхемы К561ТР2, К561ТМ2
  • Схема бесконтактной системы зажигания (БСЗ) а/м Москвич
  • Схемы одновибраторов
  • Микросхемы TDA8362, TDA8395, TDA4661, TDA4665
  • Схема цифровых часов-будильника
  • Схема аналогового тахометра на светодиодах
  • УКВ-ЧМ приемник на ТА2003Р
  • Цифровые микросхемы серий К561, К176
  • Схема простого коммутатора зажигания
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Всеволновый УКВ-ЧМ радиоприемник
  • Микроконтроллерная система управления трехфазным двигателем
  • Симметричный мультивибратор
  • Двухдиапазонный УКВ ЧМ приемник
  • Схема электронной системы зажигания автомобиля Москвич
  • Мультиметр проверяет кварцы
  • Автомобильный вольтметр
  • УКВ ЧМ приемник на микросхеме К174ХА2
  • usb ДУ ЗУ авто автомагнитола автомат адаптер аккумулятор антенна аудио блокиратор будильник видео генератор геркон гирлянды датчик двигатель декодер диапазон динамик дублер емкость зажигание замок зарядка звонок измерение импульс индикатор источник камера катушка кнопка конвертер конденсатор контур корпус лампа лдс механизм микросборка микросхема микрофон модулей мощность мультивибратор мультиметр наблюдение нагрузка напряжение насос обмотка одометр оптореле освещение охрана передатчик питание плата преобразователь прибор приемник приставка пробник программатор пульт радиоканал радиостанция разветвитель разъем регулятор реле ремонт светодиод сенсор сигнал сигнализатор сигнализация синтезатор сирена система сопротивление стабилизатор схема счетчик таймер тахометр тв телефония термометр тестер тиристор тормоз травление тракт транзистор трансивера трансформатор триггер тюнер укв управление усилитель частота частотомер часы шифратор эквалайзер элемент
     
    Главная | Регистрация
    Рейтинг@Mail.ru