Предлагаемый вниманию читателей автосторож построен по простой схеме на двух микросхемах. Его основное отличие от других, аналогичных по простоте, устройств в том, что все выдержки времени в нем задаются при помощи двоично-десятичного счетчика.
Это с одной стороны сводит к минимуму влияние на сторож температуры окружающей Среды, а с другой стороны позволяет отказаться от построения времязадающих RC-цепей на оксидных конденсаторах большой емкости. Автосторож работает по такому алгоритму.
Включение — при помощи потайного выключателя, который может быть замаскирован где-то в незаметном месте салона. После включения питания сторож отрабатывает выдержку времени, примерно, 20 секунд, которая нужна на закрывание всех дверей, затем сторож переходит в режим охраны автомашины.
При открывании двери сторож регистрирует факт открывания двери, и через 4 секунды переходит в режим прерывистой сигнализации, которая длится 16 секунд, причем за это время раздается 4 гудка сигнала, каждый из которых длится по 2 секунды. Затем сигнализация возвращается в исходное состояние и ждет следующего сигнала от дверных датчиков.
Кроме состояния дверных датчиков сторож реагирует на включение зажигания, таким же образом как и на открывание двери, но сигнализация, в этом случае, звучит непрерывно, пока зажигание включено, и прерывисто в течении 16 секунд после выключения зажигания.
Для того чтобы выключить сигнализацию установлена выдержка времени после открывания двери Водитель должен открыть дверь, а затем в течении 4-х секунд отключить сторож при помощи потайного выключателя. Его нужно расположить таким образом, чтобы посторонний человек не мог его быстро найти.
Принципиальная схема сторожа показана на рисунке в тексте. Все временные интервалы задаются счетчиком D2. На элементах D1.1 и D1.2 выполнен мультивибратор, вырабатывающий импульсы, следующие с частотой 0,5 Гц. Выдержку времени после включения создает триггер на элементах D1.3 и D1.4. На транзисторах VT1 и VT2 собраны буферы датчиков, а на транзисторах VT3 и VT4 — ключ, управляющий реле звукового сигнала автомобиля.
В момент включения питания происходит зарядка конденсатора С3. Импульс напряжения, который при этом создается, устанавливает триггер на D1.3 и D1.4 в нулевое положение. Диод VD8 открывается и шунтирует вход транзисторного ключа на VT3 и VT4, в коллекторной цепи которого включается реле звукового сигнала автомобиля.