В данной публикации предложен простейший вариант VRS-устройства (системы возврата угнанного автомобиля), собранного всего на одной микросхеме К561ЛЕ5. Автор этой статьи, по всей видимости, предельно упростил схему этого устройства, чтобы продемонстрировать насколько простым оно может быть. В результате получилась очень простая схема, но не лишенная некоторых недостатков.
Это во-первых, пусковое устройство, собранное на электромагнитном реле, работающем в триггерном режиме, во-вторых, непрерывная сигнализация при помощи автомобильного звукового сигнала, которая, к тому-же выключается при выключении зажигания, и в-третьих, отсутствие управления электромагнитным замком капота, препятствующего проникновению в подкапотное пространство с целью отключения блокиратора и сигнализации.
Начнется прерывистая звуковая сигнализация. В то же время на выходе D1.2 будет единица, она поступит на ключ на VT3 и VT4, он откроется и подаст напряжение на два эпектромагнитных реле Р1 и Р2. Р1 переведет свои контакты в противоположное, показанному на схеме, положение и отключит питание системы зажигания. Реле Р2 своими контактами (на схеме не показаны) подаст напряжение на электромагнитный замок капота и запрет капот. В таком положении схема будет находится независимо от положения ключа зажигания автомобиля.
Чтобы отключить систему нужно замкнуть контакты S2, при этом триггер D2.3 D2.4 перейдет в единичное состояние. Единица с выхода D2.3 закроет элемент D1.1. На его выходе появится нуль и С2 быстро разрядится через R5 и VD3. Единица, поступающая на вывод 12 D1.3 установит триггер D1.3 D1.4 в единичное состояние. Система никаким образом не будет влиять на работу системы зажигания и звукового сигнала автомобиля, электромагнитный замок капота будет отперт.
Микросхемы К561ЛЕ5 можно заменить на К176ПЕ5, но при этом нужно стабилитрон VD2 заменить на Д814А или другой на напряжение 6-10В, а сопротивление резистора R7 увеличить до 300-500 Ом. Диоды КД522 можно заменить на КД503, КД521, или на зарубежные аналоги. Диод Д226 можно заменить на Д7, КД105, КД103, КД209. Транзисторы КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ503. Транзисторы КТ815 — на КТ817.
Электромагнитные реле Р1 и Р2, от ВАЗ-2108-099. Р1 — с переключающими контактами. Если автомашина имеет классическую систему зажигания, можно использовать в качестве Р1 реле с замыкающими контактами, и включить эти контакты параллельно контактам прерывателя распределителя зажигания. В этом случае система будет не отключать питание от зажигания, а шунтировать контакты прерывателя, таким образом, препятствуя искрообразованию.