Автосторож работает по простому алгоритму: включение питания потайным тумблером, затем выдержка времени около 30 секунд на выход из салона и запирание дверей, затем переход в ждущий режим. При срабатывании контактного датчика немедленно раздается прерывистый звуковой сигнал длительностью 19,5 секунд с частотой прерывания 2 Гц. Затем схема переходит в исходное состояние. Для отключения сигнализации используется геркон, при поднесении к нему магнитного брелока схема переходит в режим выдержки времени после включения (30 секунд). В течении этого времени владелец выключает сторож потайным тумблером.
В основе схемы часовая микросхема К176ИЕ12, которая содержит кварцевый мультивибратор вырабатывающий сигнал частотой 32786 гц и два счетчика, делящих эту частоту для формирования секундных, пол-секундных и минутных интервалов. Счетчик минутных имеет отдельный вывод для установки в нуль.
Принципиальная схема показана на рисунке. Счетчики микросхемы D2 включены последовательно. Сигнал частотой 2 Гц с вывода 6 первого счетчика поступает на вход второго (вывод 7). Второй счетчик работает таким образом, что после снятия сигнала обнуления (выв.9) единица на его выходе появляется через 19,5 секунд (при условии, что на его вход поступает сигнал частотой 2 Гц).
В исходном состоянии он находится именно в этом положении. При этом единичный уровень с его выхода (выв. 10) поступает на "R" вход первого счетчика (выв. 5) и блокирует этот счетчик. В результате поступление импульсов 2 Гц на вход второго счетчика прекращается и оба счетчика "застывают" в таком состоянии до тех пор пока не прийдет положительный импульс на вывод 9 D2. Как только это произойдет (замкнутся контакты датчика) второй счетчик установится в нуль, и уровень на его выходе (выв. 10) станет нулевым.
Это запустит первый счетчик и он начнет вырабатывать импульсы частотой 2 Гц, который будут поступать на вход второго счетчика и, одновременно, на транзисторный ключ VT2 (через элементы D1.3 и D1.4). В результате через реле звукового сигнала, подключенной к клемме 5 будет протекать прерывистый ток и соответственно звучать автомобильный сигнал.
Длится это будет пока второй счетчик считает до единицы на своем выходе (выв.10), то есть 19,5 секунд. Для формирования задержки после включения и установки схемы в исходное состояния служит схема на D1. В момент включения питания зарядный ток С4 на 30 секунд задерживает 'появление единицы на выв. 9 D1.3 и это время D1.3 не пропускает импульсы от D2 на D1.4 и далее на VT2.
При воздействии на геркон ГК1 элемент D1.2 через диоды VD3 и VD4 разряжает конденсатор С4 и таким образом вынуждает схему перейти в режим задержки на 30 секунд. Включение и выключение - потайным тумблером S1.
Все детали (кроме тумблера) смонтированы на одной печатной плате из одностороннего стеклотекстолита. Резисторы на 22 Ком можно заменить резисторами на 10-30 Ком. Остальные должны быть таких номиналов как отмечено на схеме.
Настройка практически не требуется, возможно только придется подобрать номинал R8 так, чтобы выдержка после включения была около 30 секунд.
Вид печатной платы автосторожа