Речь идет о приставке к автомагнитоле, автоприемнику, для прослушивания звукового сопровождения телепрограмм, работающих в метровом диапазоне. Приставка устанавливается в удобном месте и подключается к источнику питания 12В (через LC фильтр) и низкочастотному входу имеющейся аппаратуры.
Как это лучше сделать можно решить для конкретного случая, важно то, что приставка используя автомобильную телеантенну принимает звуковое сопровождение ТВ, имеет собственные органы настройки и на выходе дает готовый НЧ сигнал (в отличие от конвертеров).
Принципиальная схема показана на рисунке 1. В качестве высокочастотного блока используется селектор каналов от телевизоров УСЦТ - СКМ-24 Его включение соответствует типовой схеме. Сигнал ПЧЗ с его выхода поступает на приемник УКВ ЧМ сигналов на микросхеме А1 - К174ХА34.
Приемник включен по типовой схеме, с той разницей, что его гетеродинный контур имеет фиксированную настройку и настроен на частоту 31,5 МГц (первая ПЧ звука) в отличие от типового значения - 63-108 МГц. Сигнал ПЧЗ 31,5 МГц поступает на вход микросхемы без промежуточного контура, во-первых выходном контур уже имеется в СКМ, а во-вторых микросхема работает с очень низкой ПЧ - 70 кГц, и нет опасений за зеркальный канал.
Гетеродинный контур L1C10 настроен на 31,5 МГц. Фильтр ПЧ встроен в микросхему, он выполнен на активных RC фильтрах. Низкочастотное напряжение с выхода детектора микросхемы усиливается внутренним предварительным УЗЧ и поступает на выход через R6.
Выключение питания и переключение поддиапазонов селектора производится тумблером S1 с нейтральным положением Когда тумблер находится в нейтральном положении телетюнер выключен, он включается при включении одного из диапазонов, это обеспечивает схема из диодов VD1 и VD2.
В результате независимо от включенного диапазона питание поступает на микросхему и источник напряжения настройки на VT1. Резистор R1 служит для установки усиления СКМ (включен в цепи АРУ).
Для настройки в пределах всех каналов требуется напряжение настройки +31В, в то время, как напряжение бортовой сети автомобиля +13В. Для получения +31В используется блоккинг-генератор на транзисторе VT1. Импульсное напряжение с его выхода, с обмотки 2 трансформатора выпрямляется диодом VD4 и стабилизируется на уровне 31В стабилитроном VD3. Органом настройки является многооборотный резистор R2. Диод VD5 защищает VT1 от пробоя отрицательными выбросами коллекторного тока.
Конвертер смонтирован в корпусе из жести размерами 100x150x30мм. На узкой стороне (100мм) сделана фальшпанель с многооборотным резистором R2 типа СГ13-36 и тумблером S1 Тракт ПЧЗ на А1 и преобразователь напряжения смонтированы на одной печатной плате.
Трансформатор Т1 намотан на ферритовом кольце размерами К16Х4Х6 из материала 2000НН (можно 1000НН, 1500НН, 600НН, 400НН). Первичная обмотка содержит 4+10 витков ПЭВ 0,31, вторичная 60 витков ПЭВ 0,12.
Для катушки L1 использован каркас диаметром 5 мм и длиной 10 мм с ферритовым подстроечником и экраном от субмодуля радиоканала телевизора УСЦТ. Катушка содержит 9 витков ПЭВ 0,31
НастройкаНачинается с проверки напряжения питания микросхемы А1 (исправность параметрического стабилизатора на VT2). Затем нужно проверить наличие напряжения +31 В, и при необходимости точнее установить режим работы транзистора VT1 подбором номинала резистора R3 (3-30 кОм), желательно установить минимальное сопротивление, при котором имеется стабильное +31В.
Остальная настройка сводится к настройке L1C10 на 31,5 МГц (можно по наилучшему приему, но сложно). И к установке чувствительности селектора резистором R1.