Подавляющее большинство отечественных автомобилей не оборудованы тахометрами. В тоже время отсутствие контроля за частотой вращения коленчатого вала вызывает определимые трудности с регулировкой карбюратора и способствует неправильной и не экономичной эксплуатации двигателя. Некоторые автомобилисты, например с целью установки тахометра на автомобилях типа ВАЗ-2105 устанавливают приборную панель от ВАЗ-2107, либо используют различные самодельные или промышленные электронные устройства с цифровой индикацией.
Но как показывает практика в реальных условиях эксплуатации наиболее подходит аналоговый стрелочный вариант, хотя бы уже потому, что круговая диаграмма дает более полное представление о происходящем процессе, чем цифровой индикатор, зачастую имеющий неприемлемую инерционность.
Описанный ниже тахометр сделан на основе крупного индикатора уровня записи от магнитофона (М476). Схема наиболее проста и представляет собой выпрямитель-интегратор импульсов, поступающих от прерывателя системы зажигания. Конечная отметка шкалы - 6000 об/мин.
Импульсное напряжение поступает через развязывающий резистор R1 на конденсатор С1, который устраняет выбросы напряжения на фронте и спаде.
затем следует параметрический стабилизатор на R2VD1, ограничивающий амплитуду этих импульсов. Конденсатор С2 входит в дифференцирующую цепь, которая преобразует переменное напряжение прямоугольной формы в короткие импульсы.
В результате параметры этих импульсов не зависят от амплитуды и длительности входных импульсов, при изменении частоты вращения изменяется только их частота. С2 заряжается через выпрямительный мост, а разряжается через R1 и R2, часть зарядного и разрядного токов С2 протекает через измерительный прибор и вызывает отклонение стрелки. Инерционность механизма делает работу непрерывной.
Для налаживания прибора либо нужен другой тахометр, чтобы отградуировать этот, либо генератор прямоугольных импульсов с изменяемой частотой 25-200гц и амплитудой около 15-20В. Частоте 25 Гц соответствует 750 об/мин, частоте 50 Гц - 1500 об/мин, частоте 100 Гц - 3000 об/мин. частоте 150 Гц - 4500 об/мин, частоте 200 Гц - 6000 об/мин.
Прибор размещается в любом удобном месте панели, желательно использовать индикатор с подсветкой, или установить в его корпус миниатюрную автомобильную приборную лампочку.