Многие предприятия и некоторые гаражи оснащены воротами с электроприводом. Для того, чтобы открыть такие ворота и въехать на территорию нужно сначала отпереть, при помощи ключа, дверь для людей, затем пройти внутрь объекта и там на пульте управления нажать кнопку "открыть". Затем нужно выйти, въехать на машине через эти ворота, затем снова выйти из машины и нажать кнопку "закрыть". Все эти манипуляции можно выполнить не покидая салона автомобиля, если для этого приспособить обычную систему дистанционного управления на ИК-лучах от телевизора типа УС ЦТ (такие системы и наборы для их самостоятельного изготовления давно уже перестали быть редкостью в магазинах радиодеталей и на рынках).
При этом, несмотря на простоту, система сохраняет секретность доступа — для открывания ворот нужно кнопками пульта ДУ набрать кодовое трехзначное число.
За основу конструкции была взята система ДУ СДУ-15, имеющая собственный источник питания на малогабаритном трансформаторе. Но можно использовать и другую систему для 3-УСЦТ, они все выполнены по почти одинаковым схемам. От модуля МДУ-15 этой системы выводятся проводники от разъема Х1 (выбор программ телевизора), а также от источников положительного (+12V) и отрицательного (-6,2V) напряжений, и +25V непосредственно с выхода выпрямителя (до стабилизатора).
Пульт используется без переделки. Принципиальная схема устройства управления показана на рисунке.
Принцип работы ДУ.Состоит она из трех RS-триггеров на элементах D1.1 D1.2 , D1.3 D1.4, D2.1 D2.2. Триггеры включены последовательно, так что они постоянно находятся в единичном состоянии, а перевести их в нулевые состояния можно только последовательно, начиная с верхнего (по схеме). В данном случае код выбран "368".
Посмотрим как происходит набор кода. При нажатии на кнопку "3" пульта единица появляется на выходе "3" МДУ, и первый триггер устанавливается в нулевое состояние. Нуль с вывода 10 D2.3 разрешает прием второй цифры триггером на D1.3 D1.4. При нажатии на кнопку "6" единица с выхода шестой программы перекидывает этот Триггер и нуль с выхода D2.4 разрешает прием последней кодовой цифры триггером D2.1, D2.2. При наборе цифры "8" включается 8-я программа и этот триггер перекидывается. В результате на выводе 3 D2.1 будет единицы.
При этом сработает ключ на транзисторах VT3 и VT4 и пропустит ток через обмотку реле Р2, замыкающие контакты которого включены параллельно кнопке "открыть" электропривода ворот. Интересно то, что реле будет держать свои контакты в замкнутом состоянии столько времени, сколько вы будете держать кнопку пульта "8" в нажатом состоянии. Это дает возможность открыть ворота на столько, на сколько требуется.
Для того чтобы закрыть ворота нужно на пульте нажать любую кнопку, номер которой не входит в код. При этом единица поступит на верхний вход триггера D1.1 D1.2 и установить его в исходное единичное состояние. При этом на выводе 10 D2.3 будет единица, и два нижних триггера сбросятся в исходное состояние. В тоже время откроется ключ на VT1 и VT2 и сработает реле Р1, контакты которого включены параллельно кнопке "закрыть" электропривода. Реле будет находится в таком состоянии все время пока удерживают кнопку пульта в нажатом положении, после отпускания кнопки контакты реле разомкнутся.
Система защищена от подбора кодового номера. Дело в том, что, если при наборе кода была допущена ошибка все триггеры сразу же сбрасываются в исходное состояние, даже если предыдущие цифры кода набраны правильно, и набор нужно будет повторять снова. Система при ошибке будет подавать команду закрыть ворота, но поскольку они уже закрыты (концевой выключатель электропривода сработал) эта команда будет электроприводом игнорироваться.
Так как пусковые кнопки электропривода коммутируют достаточно большой ток и работают в тяжелых климатических условиях, в качестве реле Р1 и Р2 используются автомобильные реле звукового сигнала от ВАЗ-2108, они способны коммутировать значительный ток и работать в сложных условиях. Питаются реле от источника пульта, напряжение на них снимается до стабилизатора, непосредственно с выпрямителя.
Обмотки реле рассчитаны на 12V, поэтому последовательно с ними включены гасящие резисторы R14 и R15. Диоды VD2 и VD3 служат для подавления выброса обратного напряжения (ЭДС) при срабатывании реле, и таким образом исключают сбои в работе всей системы.
Общее напряжение, которым питаются микросхемы МДУ-15 составляет 18,2 V, но микросхемы К561 могут работать при напряжении питания не более 16В, поэтому они питаются от отдельного параметрического стабилизатора на R9 и VD1, а их входы подключаются к МДУ через делители на резисторах R1-R8 (если входное напряжение превысит напряжение питания микросхемы К561 могут выйти из строя).
При задании кода нужно выводы переключения программ МДУ-15, соответствующие цифрам кода, соединить с резисторами R3, R5 и R7, а все остальные выводы программ соединить вместе и с резистором R1. Если стабилитрон Д814Д заменить на Д814Б или на КС 182, КС 191, и таким образом понизить напряжение питания микросхем до 8-9V, можно все микросхемы заменить аналогичными серии К176, но резисторы R1, R3, R5 и R7 должны быть на 6,2 кОм.
Транзисторы КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ503, КТ603. Транзисторы КТ815 — на КТ807, КТ817, КТ801, КТ604. Диоды КД503, можно заменить, практически, любыми диодами, даже Д226.