При разработке охранной системы для автомобиля всегда возникает вопрос о том. какой датчик лучше использовать. Контактные датчики просты и надежны, они практически не дают ложных срабатываний, но реагируют только на факт вторжения. Пьезосенсоры чувствительны и реагируют даже «на недобрый взгляд», но очень много дают ложных срабатываний, а при сниженной чувствительности они почти бесполезны.
Инерционные датчики на базе магнито-динамической системы измерительного прибора более надежны в смысле минимума ложных срабатываний и максимума защиты, но механически они очень ненадежны и могут выйти из строя, например, от динамических нагрузок, возникших при резком торможении (сила инерции срывает датчик вместе с катушкой).
Описываемый в этой статье датчик сделан на базе электретного микрофона, который устанавливают так, что его металлический корпус контактирует механически с металлом кузова автомобиля Для того чтобы отличить «недобрый взгляд» от кирпича датчик снабжен пятипозиционным селектором уровня, который оценивает степень опасности воздействия и сообщает об этом охранкой системе.
При каком-либо воздействии на автомобиль в его кузове распространяются акустические колебания. При более значительных воздействиях, таких как разбивание или попытка разбивания стекла, попытка вскрытия дверей и т.д. возникают не только значительные колебания распространяющиеся по металлу кузова но и колебания распространяющиеся по воздушной проводимости.
Весь этот шум регистрирует злектретный микрофон M1, который расположен внутри салона автомобиля так. что его корпус механически прижат к металлической детали кузова автомобиля (поперечина под передним сиденьем), а вход для колебаний по воздушной проводимости не закрыт и направлен внутрь салона.
При возникновении шума, независимо от его происхождения, на выходе микрофона возникает переменное напряжение, которое усиливается транзисторным каскадом на VT1 и поступает на вход микросхемы А1 Микросхема А1 - поликомпараторный индикатор уровня сигнала. рассчитанный на индикацию уровня на шкале из пяти светодиодов. В данной схеме светодиоды заменены резисторами R6-R10 такого сопротивления, чтобы выходные сигналы микросхемы соответствовали логическим уровням КМОП-логики.
В отсутствие шума на всех выходах датчика есть логические единицы. При незначительном уровне воздействия (упала веточка на крышу, рядом кто-то чихнул) логический ноль возни-екает на выходе 1 ур. (1 уровень опасности). В этом случае, например, сигнализация должна издать либо короткий и негромкий звук, либо мигнуть фарами.
Если уровень шума будет больше, ноли возникнут уже на 1 ур. и 2 ур. Так, с увеличением уровня шума будет возрастать и число выходов с логическими нулями. Логическое устройство сигнализации должно обрабатывать эти данные и принимать соответствующие ответные меры.