Прибор позволяет измерять частоту вращения коленчатого вала автомобильного четырехцилиндрового двигателя, имеет двухразрядный светодиодный индикатор, показывающий частоту в сотнях оборотов в минуту (показание нужно умножить на 100). Потребляемый от бортовой сети ток - 230 мА.
Импульсы от прерывателя (имеется в виду классическая система зажигания) поступают на формирователь на VT1 и D1.2. Затем на счетчик импульсов на D2 и D5.
Узел управления выполнен на транзисторах VT2-VT6, триггерах D4 и элементах D1.1, D1.3, D1.4 Рабочий цикл прибора определяет мультивибратор на VT4 и VT5.
Его импульсы обнуляют триггер D4.2 и через элемент D1.1 - счетчики D2 и D5. Время измерения задает мультивибратор на VT2 и VT3, его импульсы управляют триггером D4.1. Сигнал с прямого выхода этого триггера управляет ключевым элементом D1.3, который не пропускает импульсы когда триггер в нулевом состоянии. Одновременно со своего инверсного выхода D4.1 управляет питанием светодиодных индикаторов посредством ключа VT6.
В исходном состоянии, после поступления импульса от мультивибратора на VT4 и VT5 триггеры D4 находятся в нулевом состоянии и элемент D1.3 закрыт. Первый импульс, поступивший от мультивибратора на VT2 и VT3 переключает D4.1 в единичное состояние и импульсы от формирователя через D1.3 поступают на D2.
Следующий импульс от этого мультивибратора возвращает D4.1 в нулевое состояние и счет импульсов прекращается. Перепад напряжения на инверсном выходе D4.1 переключает D4.2 в единичное состояние, нулевой уровень с инверсного выхода D4.2 поступает на вход R D4.1 и делает его невосприимчивым по входу С, к импульсам, поступающим от мультивибратора на VT2, VT3.
Следующий импульс от мультивибратора на VT4 и VT5 устанавливает D4.2 в нулевое состояние и начинается новый цикл измерения
Для четырехцилиндрового двигателя зависимость между частотой замыкания контактов прерывателя (f) и частотой вращения коленвала (n) выражается формулой f=2n/60. Например значению 3000 об/мин (на индикаторе "30") соответствует частота 100 Гц. В результате время, в течении которого происходит подсчет импульсов установлено 0,3 сек.
Время рабочего цикла получается 2-3 секунды. Это делает работу тахометра относительно медленной, но достаточной для регулировочных работ по настройке карбюратора. При этом используются широко доступные микросхемы серии К133 средней степени интеграции, что особенно важно для радиолюбителей, добывающих детали путем демонтажа различной списанной техники
Настройка сводится к установке точности измерения, для этого нужен генератор, вырабатывающий сигнал 100 Гц (можно и 50 Гц от понижающего трансформатора и формирователя импульсов). Сигнал (100 Гц) подают на вход тахометра. Он должен показать "30", если это не так время измерения устанавливают резистором R5. Затем нужно установить время рабочего цикла, для этого нужно отрегулировать R12 таким образом, чтобы прибором было удобно пользоваться.
Монтаж выполнен на макетной плате. Тахометр вместе с табло устанавливается на приборной панели в удобном месте. Питание на тахометр поступает при включении зажигания.
Если предполагается использовать тахометр в автомобиле с электронной бесконтактной системой зажигания можно снимать импульсы с емкостного датчика. для этого нужно на высоковольтном проводе, идущем от катушки зажигания к распределителю намотать катушку из 50-ти витков провода ПЭВ 0.61. Один вывод катушки изолируют, а второй соединяют с входом тахометра.